Высокоскоростной электропоезд Сапсан стал разработкой инженеров немецкой электротехнической компании Сименс. Своё наименование поезд получил в честь известного своей стремительной скоростью сокола сапсана. В начале 2005 года ОАО «РЖД» и концерн «Сименс АГ» подписали соглашение о совместном производстве скоростных электропоездов. Поставка первых поездов для испытаний и наладки состоялась в 2007 году. Официальный старт эксплуатации Сапсана состоялся в декабре 2009 года на участке между Москвой и Санкт-Петербургом, а спустя полгода Сапсан стал курсировать между Москвой и Нижним Новгородом.
В течение первых двух лет услугами высокоскоростного поезда Сапсан на маршруте Москва – Санкт-Петербург – Москва воспользовались более пяти миллионов человек, что составило около четверти всего пассажиропотока в данных направлениях. При этом средняя загруженность поездов составляла не менее 90% занятых посадочных мест.
По мере роста спроса на услуги скоростных электропоездов Сапсан в 2011 году были закуплены дополнительные поезда. Одновременно с этим было принято решение о вводе классового обслуживания пассажиров и расширении перечня предоставляемых услуг: в вагонах первого класса были установлены кресла повышенной комфортности, выделены помещения для переговоров и т.д.
С целью увеличения пропускной способности на участке Москва – Санкт-Петербург было принято решение о вводе в эксплуатацию электропоездов Сапсан со сдвоенными вагонами. В декабре 2012 года в Германии стартовало производство обновлённого электропоезда Сапсан-2, спустя год 20-вагонный поезд успешно прошёл испытания на участке Угловка – Мстинский Мост и был включён в график железнодорожного сообщения между двумя столицами.
Одновременно с вводом в эксплуатацию обновлённого Сапсан-2 были модернизированы предыдущие партии электропоездов, что позволило увеличить поток пассажирских перевозок на 3-4 тысячи человек ежесуточно.